Как вы знаете, я недавно переехал в Краснодар. Живу тут себе в пригороде — про процесс покупки квартиры на юге через ипотеку сбербанка я уже писал. Все нравится: тепло, море близко, олимпийская инфраструктура вся осталась. И как бы она должна быть доступна нам — простым людям. Ну, я же простой человек — решил испытать, насколько она доступна. И в воскресенье, 11 января, поехал из Краснодара в Сочи.
Вариантов уехать в Сочи масса: куча поездов со сроком доставки от 4,5 часов до 8 часов. Лучший (по мне): экспресс Краснодар-Адлер. Это новая электричка Ласточка (поезд Сименс), которая уеходит в 6-29 с вокзала Краснодар-1.
До вокзала можно на такси, но дешевле на своей машине. Главный вопрос — где ее припарковать, с парковками тут беда. Их тут много, но они платные. А вы же понимаете, что это не комильфо — я пока еще не вышел на официальную работу, у меня две ипотеки, жена и ребенок, а я на платную парковку раскошелюсь. Поэтому первый вопрос утром 11 января был — найти бесплатную парковку. Об этом я думал 65% времени подготовки к поездки. В итоге, нашел недалеко от вокзала. Кстати, на самом вокзале так же есть отличная парковка: если вам только встретить и уехать — это очень даже хороший вариант.
Досмотр на вокзале серьезный: в Ижевске (откуда я приехал) к этому относились формально. Тут — смотрят. Правильно, люблю порядок. Покупаем билет за 650р «туда» и за 570р «обратно» (обратно взял не в экспресс, а в обычный поезд — лежачее место, очень советую). Мой поезд уже стоит на первом пути. Красивый, мать его!
Отправляемся. Настроение сонное, но спать не охота — переживаю за машину. Я ее оставил на «островке» у развилки дорог. Вроде, там и нет запрещающего знака (многие оставляют). Но она там посреди дороги…мало ли что! Погода тут была холодная: два дня до поездки было -22. В день поездки -2, все тает, течет, сыро, слякотно. Пока думаю, подходит девушка-стюарт, предлагает кофе, напитки, бутерброды. Бутерброды по 130р — дороговато, но кофе по 60р — сойдет. «Со сливками?» — «да». Берем. Плавно дет поезд — знаменитого «ту-дух ту-дух» не слышно. А между тем скорость поезда 115 км/ч. Ох..ть!
Проезжаем Горячий Ключ, впереди горы. А у меня впереди туалетная комната. Горы красивые, туалетная комната (через два вагона: в 6 и 10 вагонах — я ехал в 8м) — тоже красивая, сделана в т.ч. и под инвалидов. Молодцы, что сказать!
Наконец, в районе Туапсе выезжаем к морю. Там нехилый шторм. сухогрузы жмутся ближе к берегу. Как я их понимаю. Я привык видеть море ленивым, голубым, тихим. А тут болтанка будь-здоров!
В 10-50 прибываем в Сочи. Время прошло незаметно, т.к. после Туапсе я уснул. В Сочи красиво! Новый вокзал, вся информация продублирована для инвалидов. Молодцы! Если мне отрежет ноги (не дай бог) — перееду в Сочи.
Электричка из Сочи в Красную поляну отправляется в 11-15. Билет без места, цена 350р. Это потому что каникулы — обычно (говорят) стоит в районе 100р. Из-за цены на билет был большой спор между РЖД и Краем. РЖД хитрожопая контора: поет песни про социальную ориентированность и конкуренцию, а выставляет обоснованный тариф на Ласточку от Сочи в Красную поляну чуть не в 1000-1500р! Разнице должен компенсировать Край. В Краевом департаменте транспорта, видимо, у ребят голова на плечах и крепкие яйца, поэтому они просто динамят РЖД и бодаются по ценам. Что ж, в их руках немалый козырь — Сочи это не Вологда, тут не отменишь электрички! За это местным властям большой респект.
Снова сажусь в Ласточку, снова кофе-бутерброды. В этот раз проявляю благоразумие: так-то я взял еду с собой. В Красной поляне у меня работает товарищ, который посоветовал все взять с собой. Ибо ценник на поесть в горах просто космический. Не проверял, но взял столько еды, что хватило на весь день: термос чайника (очень берите, питье тоже стоит адски), две миски еды, 4 яйца…и на месте еще шлифанул гамбургером и обедом в кафе в горах.
Проезжаем Сочи: гостиницы, дома, стадион…везде чувствуется, что бабки вложены большие. Все эти дороги, развязки, разметка, знаки, новые здания — все стоит денег. А еще и у моря — тут дорого строить, дорого везти стройматериал по серпантину, проектировать, платить на лапу кому надо. Поэтому недвижимость у моря всегда стоит дороже, чем на равнине.
Поезд едет вдоль самого моря: пляжи-пляжи-пляжи…но совсем не такие эти пляжи в январе, как в июле. Нет людей, тоскливо смотрят бетонные остовы, никто не плавает. Лишь отдельные москвичи, уехавшие в Сочи на пенсию, гуляют с собачками по гальке морского берега. На пенсию надо валить из мегаполиса, факт.
Маршрут нашего движения: Сочи, Мацеста, Хоста, Адлер, Эсто-Садок, Роза Хутор. Кстати: всегда была «Красная поляна», а тут нате…какая-то вороватая сволота в РЖД продалась за откат и переименовала красивое название на название одного из горнолыжных курортов. По крайней мере, так это выглядит со стороны.
В Адлере в полупустую Ласточку подсаживается столько народу, что мест не остается. Говорят, 3-4 января даже в дверях стояли — был аншлаг! Вокзал в Адлере поражает воображение, жаль не сфоткал его со стороны
Начинаем подниматься в горы. Ныряем в тоннель: перед тоннелем была зелень, после него уже лежит снег. Начинаю отдавать себе отчет, что пока я спал в Ласточке, климат поменялся: в Краснодаре лежал снег, в Лазаревском уже пальмы, в Сочи снега почти нет, а в горах он снова есть. Для меня, уральского парня, для которого зима кончается в конце апреля, видеть пальмы 11 января — это как увидеть Джесику Альбу в своей постели. Неожиданно, но очень приятно.
С этими мыслями приезжаем в Эсто-садок. Если поезд Краснодар Сочи едет 4,5 часа, то от Сочи до Красной поляны он долетает за 40-45 минут (развивая в горах опять 115 км/час!)
Пока едем в поезде Сочи — Красная поляна по горам, я думаю: как они это строили. Это же надо было сделать сваи и насыпи под железнодорожное полотно, проложить асфальтированную дорогу. И это все в горах, куда сложно завозить строительные материалы, где сложно проектировать, строить. Проникся уважением. Конечно, по слухам, наворовали на Олимпиаде будь здоров. Но и сделано немало, причем в сложных климатических условиях. Как строить, когда внизу +6 (Сочи), на Поляне около 0, а в горах -15. Это все температура 11 января!
Отдельное слово про линии ЛЭП — на фото видна подстанция. Тоже очень впечатляет: тянуть линии в горы, ставить опоры, под них делать насыпи — это же очень тяжело. А еще это надо делать быстро — без дополнительных линий электропередач не запустишь оборудование в самой Поляне и многочисленных объектах в горах. В общем, каждый раз, когда вы ругаете Олимпиаду за дороговизну, растраты, воровство — говорите одно доброе слово про строителей и инфраструктуру. Она этого достойна: все держится, не разваливается. Только дорожная плитка в 3х местах бухтела, а в остальном все стоит, слава богу.
Тем временем прибываем на станцию Роза Хутор. Народу из поезда вываливается тьма, все идут к турникетам: приложи билет штрих-кодом к датчику, дверца и откроется. Получается не у всех, копится очередь.
Вокзал Роза Хутор (он же Красная поляна) новый, на вид легкий, но прочный. Красиво сделано, в виде волны.
На выходе с вокзала: 4 урны — сортировка мусора. Я сразу отметил (как экс-старший по дому), мы у себя тоже внедряли в Ижевске (мы только пластик и стекло сортировали).
На выходе с вокзала таксисты и экскуросводы (950-1400р за экскурсию с подъемом в горы). Особенность местного такси: все легальное (белый цвет, шашки) и почти все с креплениями для сноубордов и лыж на крыше. А без этого тут никак =)
Первый же комплекс на пути с вокзала — Альпика сервис. Это первый курорт на поляне. Газпромовский. Строили его с 1992 года. Это ж насколько надо было быть смелым, чтобы в те времена заниматься не челночным бизнесом, а туризмом!
На площади елка. Размеры впечатляют. Идет снег — обильно, крупно, хлопьями. Чувствуется какое-то сказочное настроение — происходящее нереально. Такого быть не может: слишком чисто, слишком красиво, слишком свежий воздух…Нет, ребята, к хорошему надо тоже привыкать! Идем к тому, кто уже привык к хорошему — в Альпике работает мой давний товарищ Ерошкин Никита.
Пользуясь случаем, выкладываю цены на прокат от Альпики:
Никиту я краду и мы идем болтать в кафе. Сотрудники Альпики имеют возможность питаться по льготным ценам. Например, такой обед стоит им 265р. Для обычных клиентов раза в 2-2,5 дороже
Никита говорит, что платят тут хорошо. Что конкретно Альпика решает вопрос с жильем для сотрудников — в других курортах сотрудник решает сам. И я ехал обратно с инструктором с другого курорта, который живет в Адлере и ездит на работу в горы. Почти все сотрудники в горах — не местные. Местные ленивы, хочу работаю, не хочу — на пляже лежу. Никита составил список тем, которыми можно было бы заняться — сервис развит слабовато. Вроде все есть (на вид), а сунешься глубже — пустых ниш куча!
Что сказать про курорт? Красиво, относительно недорого — вспоминаю Нечкино и Чекерил в Ижевске. Цена там ниже, но и «горы» всего 65м, да три трассы. В Красной поляне можно отдыхать недорого, но надо хитрить:
— питание по возможности с собой. Тут дороговато, в горах вообще космос (глинтвейн 600р стаканчик). Внизу же есть МакДак и Чикен-кафе со вменяемыми ценами и фастфудовской едойю
— изучить цены на местное такси. Вообще сюда лучше на поезде. Не в каникулы Ласточка стоит намного дешевле, народу в разы меньше и почти нет очередей. Но пешком тут не походишь — расстояния будь здоров, хотя тротуары есть, их много и они все отличные. Поэтому вот такси Красная поляна:
— ски-пасс у всех стоит разных денег. Изучайте цена заранее. Если вы не профи мирового уровня, все равно будете кататься в лягушатнике и по зеленым трассам. Там что какой из четырех курортов вам брать — можно выбрать с самым дешевым ски-пассом.
— как ни странно, жить (со слов Никиты) лучше внизу. Видимо дешевле. Хотя Адлер дешевым не назвать (как и в Сочи в целом).
— сувениры: если хотите привезти домой память, то сувениры тоже купить можно разные. Лицензионная продукция с сочинской тематикой стоит дорого. Такой вот закйка (??такая вот — пол не знаю) стоит 150р. Для сравнения, магниты — 30р.
— наконец, нет смысла ехать из краснодара в сочи на день. Минимум два. Я приехал на день, побыл наверху пару часов, погулял, даже не покатался — и уже пора обратно домой. В другой раз приеду с семьей и более основательно. Тем более, что сезон тут с 1 ноября до 1 мая.