Один из важнейших пунктов любого проекта — команда. Гаражи, как бы это ни смешно звучало, тоже требуют команды: лаги поднимать, кирпичи подавать, цемент таскать, в магазин за минералкой бегать. Можно, конечно, заказать все работы по ремонту — но вряд ли такие инвестиции конкретно в гаражи будут разумными.
Мы ведь все прекрасно понимаем, что не от хорошей жизни люди вкладывают деньги в гаражи вместо квартир — потому что денег и так не хватает! Конечно, если бы хватало, то я бы и ремонт заказал, и доставку, и утепление и многое другое. Но ввиду ограниченности финансов нужно было думать, как все это сделать малой кровью. И есть лишь одна категория людей, которых вы можете напрячь на вполне законных основаниях — родственники.
Скажу честно, я свою родню не то, чтобы не люблю — у нас все непросто. С отцом-то отношения были натянутые, а с дядями вообще редко общался. Я — поколение хипстеров, игровых приставок, социальных сетей, тренингов личностного роста и wi-fi. А мои родственники строили БАМ, жили при развитом социализме, привыкли к бесплатным путевкам в санаторий, к баням по субботам и картофельно-полевым работам каждое лето. Как говорил Пушкин: «Они сошлись: Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой, Как Артем со своей родней…»
Отец вообще считал меня бездельником, не верил в успех бизнес-начинаний — только когда я стал покупать себе квартиры, его отношение стало меняться. Но так как в ту пору я добросовестно работал на ремонте первого гаража, сам (без напоминаний) приезжал на расчистку второго гаража — постепенно его мнение обо мне стало меняться. Часто мы стали работать вместе: я приезжал сутра, делал подготовительные работы, а потом после работы подоспевал отец и мы уже вдвоем, к примеру, крыли крышу или делали кладку.
Вы спросите: какие подготовительные работы можно делать сутра и до вечера? Отвечу: для кладки стен нужен кирпич. Покупать новый М125 по 12р/шт — слишком дорогое удовольствие. Не те деньги на гаражах, чтобы себе такое счастье позволить: обычно гаражами занимаются те, у кого время есть, а денег нет. Поэтому по весне отец поузнавал, где будут ломать старые бараки — и наведался туда с дружественным визитом и поллитрой водки.
Дело в том, что бригады, которые получают заказы на «демонтаж ветхих и признанных аварийными жилых объектов» (так называется слом бараков) зарабатывают дважды: первый раз на бюджетных деньгах за снос, а второй раз на продаже б/у-шного стройматериала. Они аккуратно снимают доски пола — половая доска, к вашему сведению, не гниет (чего ей гнить, она же внутри дома), зато отлично пользуется спросом. Так же аккуратно разбирается кирпичная кладка — нечищенный кирпич продается по 3р/шт. Мы купили с отцом целый КАМАЗ б/у кирпича (на кладку стен) и доски (на крышу), плюс несколько крепких бревен на лаги (их мы заколебались поднимать на высоту 4м). Все удовольствие нам вышло всего-то в 6000р!
При доставке мы столкнулись с неожиданной проблемой: во все дни на гаражной улице находились машины и широкому КАМАЗу было очень трудно протиснуться между ними (да еще задним ходом). Приходилось буквально «ловить миллиметры». Когда будете завозить материалы, промеряйте расстояния между гаражами и договоритесь с соседями, чтобы убрали свои авто. Иначе грузовик выгрузит весь стройматериал там, докуда доедет — а дальше вам его таскать руками! Поверьте, это трудно и бессмысленно…На фото — вид из кабины КАМАЗа
Так вот, кирпич требовалось очищать от остатков раствора — а это дело небыстрое. Поэтому если у меня было свободное время, я ехал и аккуратно раскладывал наваленный кирпич по стопкам и отбивал остатки раствора. До сих пор помню, что кирпич был с дымохода — он пах дымом и с одной грани был черный-черный. За лето 2011г я отбил раствор с нескольких кубометров кирпича и выдергал гвозди из десятков погонных метров досок. Но не всегда мы с отцом работали одни — часто организовывали себе помощников. Вот так выглядит очищенный кирпич за 3р/шт. Кстати, 3р/шт он стоит в апреле — в мае уже дороже, сезон!
Отец организовал со своей стороны д.Петю — это его брат, мой дядя. Я со стороны жены организовал Лёнчика — это через пятое колено троюродный брат (ей), мой девирь (хз, в общем). Ленчик — добрый малый, по образованию/профессии экономист, а по призванию каменщик. С ним мы смогли вывести кладку кирпича и подъем стен (что было совсем не простой задачей).
А с д.Петей мы втроем смогли поднять наверх тяжеленные бревна-лаги и настелить крышу.
Постепенно отношения между мной и родней стали теплее, дошло до того, что я записал дни рождения родственников и стал звонить с поздравлениями. Это я к тому, что, как говорил кот Матроскин: «Совместный труд сближает». Так и есть: в дни тяжелых испытаний мы обретаем лучших друзей.
Когда стены и крыша были готовы, оставался один открытый вопрос: пол. Делать его деревянным не было смысла, хотя это было дешево. Под автосервис надо было подъемник, а под подъемник надо было заливать бетон. Отец не верил в мою затею с арендой и автосервисом (но при этом купил-таки два гаража, что у меня удивляет!) Сказать по-правде, я и сам верил с трудом: иногда надо пройти дорогу хотя бы один раз, чтобы во второй раз шагать по ней быстрее и уверенным шагом.
Так было и со мной: все это с гаражами у нас было в первый раз. Несмотря на то, что их было уже два, ни один мы еще не довели до ума. И даже близко не знали, сколько денег и времени на это надо. Я даже не понимал, в каком состоянии их надо сдавать: утепленные или нет, с отоплением или нет? До какой степени надо ремонтировать? В отличие от квартир, гаражи — это штучный товар, тут сложнее найти клиента на аренду. Есть большая категория тех, кто использует гараж для зимнего хранения автомобиля — они готовы платить 700-1000р/мес. Им вообще никакого ремонта не надо — пол, стены и крыша уже являются достаточным набором благ. Но им надо только на 5 месяцев в году, а чем его занять остальные 7?
Есть относительно небольшая категория предпринимателей: кому под склад, кому под производство, кому-то под сварку и так далее — эти готовы платить больше (1 кв.м коммерческих складов стоит 50-100р/мес, что для 30м гаража означает 1500-3000р/мес). Но у них специфичные требования: под автосервис — подъемник, 380В и потолки 4м. Под производство, как правило, площадь от 100м и выше (то есть минимум три смежных гаража). Склад — возможность круглогодичного доступа, ровный пол и легко открывающиеся ворота. А если зимой в гаражном кооперативе не чистят снег — как туда попасть? Нюансов много, поэтому гаражами не так-то просто заниматься.
Когда коробка гаража №588 была готова, я решил-таки рискнуть — занял у товарища 45 000р и на эти деньги заказал миксер бетона, утеплитель (пенопласт) и еще кое-чего по мелочи. Это был переломный момент: до этого расходы были небольшими и я их легко вытаскивал из своих таких же небольших оборотов. Заливка пола была уже новой вехой: стоял сентябрь, надо было определяться, либо ты в игре, либо ты полтора года занимался херней и просто помогал отцу.
Логично было рискнуть — по крайней мере, сценарий «ремонт гаража под автормонт» был для меня новым, поэтому попробовать стоило. Я озвучил свои планы отцу и тестю, они оба раскритиковали затею. По их словам, дело слишком рискованное, сезон уже на излете, досками пол застелить куда проще и вообще лучше сдать гараж на зиму под хранение автомобиля за 500р/мес. Но при этом в субботу в 9-00 оба были на месте и приготовились принимать бетон.
Да, принимать бетон — тут нужна команда, одному не справиться. Теоретически он жидкий и сам должен выровняться, но это только теоретически. Практически, перед заливкой бетона надо подготовить площадку, т.к. бетон сплошь неоднородный и чем лучше (ровнее) площадка, тем ровнее потом ляжет и бетон. Плюс, чтобы пол не трескался, его надо армировать. Логично приобрести уже готовую сетку (не обязательно из арматуры Ф6…9, достаточно прутка 2мм и ячейки 10*10мм). Сетку нужно уложить на пол — уже на нее заливается бетон. Если пол сильно неровный, то и сетка будет лежать криво, местами выпирая из бетона. Поэтому пару дней до приема бетона я с троюродным братом выравнивал пол: таскали битый кирпич (пригодился битый шлакоблок с первого гаража), завалили овощную и смотровую ямы. Кто-то из соседей углублял себе пол — грунт высыпал прямо на улицу в гараже. Мы этот грунт (2 куб.м) тоже на носилках стаскали на пол — спина потом пару дней гудела. Так, постепенно, мы выполнили довольно большой объем работ по подготовке пола.
Поэтому в день приемки бетона оставалось только разложить сетку и дождаться КАМАЗа. Как сейчас помню, была суббота, конец сентября, прохладно (около +7). Мы трое все в резиновых сапогах с высоким голенищем — а как иначе по жидкому бетону ходить, не в кроссовках же? Приезжает бетономешалка, я встречаю его на входе — надо договориться с охраной, чтобы пустила. КАМАЗ сдает по узким улицам задний ходом, подъезжает к нам — и тут мы понимаем, что от миксера до пола аж 4 метра! Это такая штука, с которой сталкиваешься по факту: нам надо было заранее посчитать, сколько будет расстояние от места приемки до машины. Если слишком много — надо было заранее наколотить лотки, по которым бы раствор лился в гараж. Мы ничего такого не сделали!
Хорошо водитель оказался бывалый: мы открыли ворота до упора, он подъехал настолько близко к воротам, что чуть не цеплял переднюю часть кровли. Задние колеса уже съехали с дороги и заехали на обочину — водитель собрал все лотки (раньше я замечал их сзади миксера, но не понимал зачем они нужны). Теперь бетон мог стекать примерно в 50см вглубь гаража (если считать от входа). Терпимо, уже этих скромных 50см нам было достаточно — дальше мы его растащим лопатами.
Водитель начал подавать раствор — второй шок: сперва он тек очень медленно и жидкий (я даже ругаться хотел!) А потом (видимо, пошла основная масса) как пошел основной поток густого бетона! Я перед этим еще специально наклонился к лотку посмотреть — чего такой жидкий бетон? И тут мне чуть не в лицо поток бетона- пришлось потом умываться. Я еще как раз хотел сделать фото — так и вышло все!
Но это потом — а сейчас надо было растаскивать бетон.
Мы в сапогах шлепали по щиколотку в бетоне — по моим расчетам нам надо было около 12см бетона залить. В тех местах, где будут опоры подъемника, я специально сделал пол глубже, чтобы глубина слоя бетона была сантиметров 70 — иначе лапы просто вырвет! Так вот, пока я шлепал по полу с лопатой, вместе с отцом и тестем растаскивая бетон, умудрился наступить в такую ямку — только чудом не черпнул сапогом бетона!
Несмотря на то, что было прохладно, не было света (мы бегали по гаражу в полумраке — въезд перегородил КАМАЗ и почти ничего не было видно), отец и тесть явно испытывали удовольствие от работы. Я оказался хорошим организатором: весь инструмент был на месте, чай в термосе и бутерброды заранее заготовлены, на всех есть спецовки и перчатки, армировочная сетка куплена заранее, бетономешалка подошла вовремя — обычно в России работа идет не слаженно.
Сейчас, работая уже с квартирами, я люблю приехать на стройку и посмотреть, как работают строители — есть ли слаженность, бегают ли по делам по объекту или сидят и курят в ожидании техники? Есть ли запас поддонов с кирпичом, стоят ли на подходе у бетононасоса два три миксера с бетоном? Если нет — дурной знак, работа организована плохо. Такие объекты потом сдаются с большой задержкой, что для нас означает потерю в доходности.
В тот день мы ударно поработали. Пол выровняли почти ровно — уклон составил всего около 1,5 градуса. Такой уклон ногами не сразу почувствуешь, только уровнем. Сетка легла хорошо, не пузырилась. Бетон тоже хорошо растянули, равномерно, без комков.
Заканчивали работы мы от дальней стены. Когда весь пол был уже почти готов, мы с тестем вышли из гаража. Отец еще раз пошел к дальней стене и равномерными движениями стал «растягивать» бетон, постепенно отходя назад. После него оставались следы, но он тут же их растягивал граблями зубцами вверх(такой вот нехитрый инструмент у нас был — совковые лопаты и грабли) Наконец, он дошел до выхода, сделал последние штрихи. Мы закрыли двери и неделю я в гараже не появлялся. Через неделю открыл двери — а там почти идеально ровный пол!
Следующие недели две я занимался утеплением гаража, но это тема для отдельного рассказа.