Обучение персонала
Перед владельцем любого бизнеса — каким бы он не был — стоит проблема обучения персонала.
Согласитесь, трудно ожидать, что пришедший с улицы человек будет разделять ценности и миссию компании. И знать все свои инструкции. И работать без косяков. Конечно, нет — для достижения этого сотрудника требуется обучить.
Поэтому любой руководитель должен понимать — учеба это нормальная часть рабочего процесса!
Для большей части людей, обучение заканчивается в ВУЗе. Но в настоящее время конкурентоспособность компаний — особенно, в высокотехнологичных отраслях — напрямую зависит от того, насколько квалифицированны их работники. Согласитесь, даже для работы продавцом в «Магните» надо освоить немалый объем знаний: касса, приемка товара, сроки годности, правила возврата бракованного/испорченного товара, ограничения по продаже алкогольной и табачной продукции, выкладка товара по планограммам, работа со штрих-кодами и сканером, ротация товарных категорий.
В общем, любая динамичная компания должна понимать — в среднем 1-2 раза в полугодие работники должны проходить 8-16 часовые учебы, чтобы быть в тонусе, ритмично усваивать новые знания, повышать навыки и уровень компетенций.
Система обучения персонала.
Как правило, в начале каждого календарного года кадровик/HR и начальник каждого отдела составляют график обучений — какие навыки нужно развить в целом у сотрудников (новый товар/услуга, новый поставщик, освоение нового программного обеспечения), какие навыки надо освежить (продажи, эффективные совещания), и что нужно проработать каждому конкретному сотруднику. На этой основе составляется перечень типовых тренингов, которые компания проводит в календарном году — см. фото (все фото кликабельны — можно посмотреть в бОльшем масштабе)
Это покажется очень долгим, но по факту — если в компании есть система обучения, то эти вещи повторяюся из года в год. Мы же все учимся в школе одним и тем же предметам от 1 до 11 класса!? Так и на работе: приходят новички, их надо обучать тем же вещам, которые «старички» уже знают.
Хорошо, когда в компании есть свой бизнес-тренер. Крупные компании — тот же «Магнит», например — имеют своих тренеров в штате. Небольшим фирмам сложнее — очень уж специфичная это позиция. К тому же, немало (и это смешно) бизнес-тренеров БЕЗ опыта в продажах! На мой взгляд личный и УСПЕШНЫЙ опыт в продажах должен быть! Например, я сам не один раз становился лидером по продажам банковских кредитов в Сбербанке по итогам месяца, поэтому имею моральное право учить продажам другие. Опыт — это вообще очень хорошо!
И очень хорошо, если этот тренер универсал — то есть умеет проводить и тренинг по продажам, и командопостроение, организовать выездную учебу для диллеров компании (учеба по продукту), провести игровые или аудиторные тренинги для руководства компании (эффективное совещания, целеполагание). Несмотря на то, что зарплаты бизнес-тренеров начинаются с отметки 21-25 тыс. в небольших городах, средняя стоимость колеблется в районе 30-50 тысяч рублей (в целом по России). Для кого-то это покажется большой суммой — но работает эффект масшаба: тренер приносит пользы компании в целом куда больше, чем забирает у нее денег на ФОТ.
К тому же, именно бизнес-тренер (штатный, не привлеченный) делает очень важную вещь — внутренний маркетинг системы обучения.
Организация обучения персонала.
Почему-то со школы у всех людей складывается впечатление, что учиться скучно. Поэтому на учебы мы все идем с неохотой. Даже если руководитель фирмы вбухал в тренинг много денег, от него вряд ли будет польза, если сотрудники не считают этот тренинг нужным, полезным, интересным.
А как тогда же быть, ведь нельзя не учить — теряем конкурентное преимущество. Но и учить силком — мало толку? Штатный бизнес-тренер для этих целей использует инструменты маркетинга: он рекламирует тренинги внутри компании, делая их желанными, «вкусными», интересными. Вспомните, как работала в 90-е годы реклама Сникерса? Ведь не может маленькая шоколадка стоить так дорого?! А все равно покупали и радовались!
Точно так же можно разрекламировать тренинг, чтобы люди не шли туда под дулом автомата, а наоборот, хотели попасть внутрь (см. фото).
Очень хорошо, если для рекламы обучения используются плакаты. Здорово, когда по результатам учеб даются небольшие, но приятные подарки и призы. Замечательно, когда выдаюся качественные сертификаты — в рамке, за стеклом, с печатью! И очень хорошо, когда учебный процесс построен по игровому принципу: есть определенные ограничения по восприятию обычной текстовой информации — игры и видеоролики позволяют эти ограничения снять.
Многие спрашивают, когда можно проводить учебы — в рабочее или свободное время. Мое мнение, что учеба в рабочее время — это дважды потеря денег для владельца бизнеса: во-первых, во время учебы люди не работают, во-вторых, во время учебы оплачивается время преподавателя.
Поэтому многие компании пошли по второму пути — учебы в выходной. Конечно, не все сотрудники этому рады и многие пытаются отлынивать от обучения в свой законный выходной. Тем не менее, это правильно для бизнеса! Когда сотрудник понимает, что он тоже платит за обучение (платит своим временем), ценность материала для него возрастает. Крупные компании, расположенные в нашем городе: Фармаимпэкс (6-я по обороту розничная сеть в России), ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») и ряд других пошли именно по этому пути.
Кстати, не зря я упомянул ЗАО «Тандер» — они умудряются нанимать тренеров очень дешево (средний оклад 21-24 тысячи рублей), при этом выжимают из них по максимуму. Все иллюстрации, приведенные в этой статье — это фотографии из магазинов и гипермаркетов «Магнит». Компания очень много вкладывает в обучение — не в последнюю очередь из-за этого она является лидером ритейла! Я не работал в штате ЗАО «Тандер», но сотрудничал с этой компанией около полугода — от распределительного центра и магазинов «у дома», до гипермаркетов и транспортного предприятия. «Магнит» — это вообще целый музей по изучению передовых технологий построения бизнеса и я благодарен компании за этот нелегкий, но ценный опыт!
теги: обучение персонала, система обучения персонала, обучение и развитие персонала, организация обучения персонала, формы обучения персонала