Малый бизнес в России с нуля

Обучение персонала компаний

Понедельник, 1 апреля 2013
обучение персонала

обучение персонала

Обучение персонала

Перед владельцем любого бизнеса – каким бы он не был – стоит проблема обучения персонала.

Согласитесь, трудно ожидать, что пришедший с улицы человек будет разделять ценности и миссию компании. И знать все свои инструкции. И работать без косяков. Конечно, нет – для достижения этого сотрудника требуется обучить.

Поэтому любой руководитель должен понимать – учеба это нормальная часть рабочего процесса!

Для большей части людей, обучение заканчивается в ВУЗе. Но в настоящее время конкурентоспособность компаний – особенно, в высокотехнологичных отраслях – напрямую зависит от того, насколько квалифицированны их работники. Согласитесь, даже для работы продавцом в “Магните” надо освоить немалый объем знаний: касса, приемка товара, сроки годности, правила возврата бракованного/испорченного товара, ограничения по продаже алкогольной и табачной продукции, выкладка товара по планограммам, работа со штрих-кодами и сканером, ротация товарных категорий.

В общем, любая динамичная компания должна понимать – в среднем 1-2 раза в полугодие работники должны проходить 8-16 часовые учебы, чтобы быть в тонусе, ритмично усваивать новые знания, повышать навыки и уровень компетенций.

Система обучения персонала.

Как правило, в начале каждого календарного года кадровик/HR и начальник каждого отдела составляют график обучений – какие навыки нужно развить в целом у сотрудников (новый товар/услуга, новый поставщик, освоение нового программного обеспечения), какие навыки надо освежить (продажи, эффективные совещания), и что нужно проработать каждому конкретному сотруднику. На этой основе составляется перечень типовых тренингов, которые компания проводит в календарном году – см. фото (все фото кликабельны – можно посмотреть в бОльшем масштабе)

обучение персонала

обучение персонала

Это покажется очень долгим, но по факту – если в компании есть система обучения, то эти вещи повторяюся из года в год. Мы же все учимся в школе одним и тем же предметам от 1 до 11 класса!? Так и на работе: приходят новички, их надо обучать тем же вещам, которые “старички” уже знают.

Хорошо, когда в компании есть свой бизнес-тренер. Крупные компании – тот же “Магнит”, например – имеют своих тренеров в штате. Небольшим фирмам сложнее – очень уж специфичная это позиция. К тому же, немало (и это смешно) бизнес-тренеров БЕЗ опыта в продажах! На мой взгляд личный и УСПЕШНЫЙ опыт в продажах должен быть! Например, я сам не один раз становился лидером по продажам банковских кредитов в Сбербанке по итогам месяца, поэтому имею моральное право учить продажам другие. Опыт – это вообще очень хорошо!

И очень хорошо, если этот тренер универсал – то есть умеет проводить и тренинг по продажам, и командопостроение, организовать выездную учебу для диллеров компании (учеба по продукту), провести игровые или аудиторные тренинги для руководства компании (эффективное совещания, целеполагание). Несмотря на то, что зарплаты бизнес-тренеров начинаются с отметки 21-25 тыс. в небольших городах, средняя стоимость колеблется в районе 30-50 тысяч рублей (в целом по России). Для кого-то это покажется большой суммой – но работает эффект масшаба: тренер приносит пользы компании в целом куда больше, чем забирает у нее денег на ФОТ.

К тому же, именно бизнес-тренер (штатный, не привлеченный) делает очень важную вещь – внутренний маркетинг системы обучения.

Организация обучения персонала.

Почему-то со школы у всех людей складывается впечатление, что учиться скучно. Поэтому на учебы мы все идем с неохотой. Даже если руководитель фирмы вбухал в тренинг много денег, от него вряд ли будет польза, если сотрудники не считают этот тренинг нужным, полезным, интересным.

А как тогда же быть, ведь нельзя не учить – теряем конкурентное преимущество. Но и учить силком – мало толку? Штатный бизнес-тренер для этих целей использует инструменты маркетинга: он рекламирует тренинги внутри компании, делая их желанными, “вкусными”, интересными. Вспомните, как работала в 90-е годы реклама Сникерса? Ведь не может маленькая шоколадка стоить так дорого?! А все равно покупали и радовались!

Точно так же можно разрекламировать тренинг, чтобы люди не шли туда под дулом автомата, а наоборот, хотели попасть внутрь (см. фото).

обучение персонала

обучение персонала

Очень хорошо, если для рекламы обучения используются плакаты. Здорово, когда по результатам учеб даются небольшие, но приятные подарки и призы. Замечательно, когда выдаюся качественные сертификаты – в рамке, за стеклом, с печатью! И очень хорошо, когда учебный процесс построен по игровому принципу: есть определенные ограничения по восприятию обычной текстовой информации – игры и видеоролики позволяют эти ограничения снять.

Многие спрашивают, когда можно проводить учебы – в рабочее или свободное время. Мое мнение, что учеба в рабочее время – это дважды потеря денег для владельца бизнеса: во-первых, во время учебы люди не работают, во-вторых, во время учебы оплачивается время преподавателя.

Поэтому многие компании пошли по второму пути – учебы в выходной. Конечно, не все сотрудники этому рады и многие пытаются отлынивать от обучения в свой законный выходной. Тем не менее, это правильно для бизнеса! Когда сотрудник понимает, что он тоже платит за обучение (платит своим временем), ценность материала для него возрастает. Крупные компании, расположенные в нашем городе: Фармаимпэкс (6-я по обороту розничная сеть в России), ЗАО “Тандер” (магазины “Магнит”) и ряд других пошли именно по этому пути.

Кстати, не зря я упомянул ЗАО “Тандер” – они умудряются нанимать тренеров очень дешево (средний оклад 21-24 тысячи рублей), при этом выжимают из них по максимуму. Все иллюстрации, приведенные в этой статье – это фотографии из магазинов и гипермаркетов “Магнит”. Компания очень много вкладывает в обучение – не в последнюю очередь из-за этого она является лидером ритейла! Я не работал в штате ЗАО “Тандер”, но сотрудничал с этой компанией около полугода – от распределительного центра и магазинов “у дома”, до гипермаркетов и транспортного предприятия. “Магнит” – это вообще целый музей по изучению передовых технологий построения бизнеса и я благодарен компании за этот нелегкий, но ценный опыт!

 

 

теги: обучение персонала, система обучения персонала, обучение и развитие персонала, организация обучения персонала, формы обучения персонала

Задать вопрос/оставить заявку

Добавить комментарий

(не будет опубликован)