Мне иногда кажется, что предпринимательство стало модным. То есть раньше было модно слушать магнитофон на лестничной клетке с друзьями или курить за школой, а теперь — записываться в БМ или слушать Тони Робинса.
Моё отношение к этому двоякое. Нельзя не отметить, что любая учёба — это вообще-то хорошо. Играть в глупые компьютерные стрелялки куда хуже, чем пройти обучение у модных гуру. Но меня удивляет стоимость курсов у Лайк Центра или Бизнес Молодость. С точки зрения маркетинга все отлично: они продвигают идею ценности знания — мол, «да у нас дорого, но зато посмотрите, какую ценность вы получаете взамен?» Действительно, что такое 30.000р, а что такое свой работающий бизнес? Другое дело, что в сети масса негативных отзывов из серии «я заплатил 30.000р, посмотрел стрим их обучалки на экране в Казани, не смог задать ни одного вопроса, а теперь чувствую себя лохом». Но это еще не самая жесть!
Ещё есть куча инфо-бизнесменов, которые так же заламывают за свои тренинги какие-то космические деньги — я там и по 199.000р коучинги видел. Наталья Закхайм, Андрей Парабеллум, Николай Мрочковский и ещё куча подобного же добра. За такие деньги можно неплохо обучиться в альтернативных местах, благо предложения на рынке очень много. Почти по любой тематике можно найти более менее актуальную информацию, не платя 199.000р за персональный коучинг.
При этом я согласен с тем, что некоторые уникальные знания действительно могут стоить больших денег. Но это уже больше относится к области консалтинга — например, открывая в Ижевске заведение «Луна и Черепаха» Максим Коновалов (собственник) приглашал консалтера и это стоило дорого (подробно можно почитать в его ленте на Facebook).
Я сейчас сам плачу по 250$ за часовую консультацию иммиграционному адвокату в Вашингтоне. Мой одноклассник работает в KPMG в Москва-Сити и его час стоит 2500р. Но таких случаев, когда нужен прямо глубокий персональный консалтинг не так уж много. Для большинства новичков за глаза хватает той литературы, которая и так есть на книжных полках или вебинаров из сети. На мой взгляд, ту же программу Лайк-концентрат можно назвать компиляцией давно известных тезисов, законов, рыночных стратегий и кейсов (вряд ли эта мысль является новой). Просто она подаётся как «мега крутая программа, без которой у тебя в бизнесе точно ничего не получится«.
Опять же моё мнение, но успех в бизнесе вообще не особо коррелирует с бизнес-образованием: важнее начать и попробовать, чем вечно учиться.
Короче говоря, во время одной из поездок в Штаты у меня выдалась минутка времени записать свой отзыв на тему Лайк-Центр и Бизнес Молодость: