Малый бизнес в России с нуля

Работа бизнес-тренером – как оно на практике?

Суббота, 28 февраля 2015

Прошло ровно 2 года, как я работаю бизнес-тренером. В февраляе 2013г меня приняли на полставки в НПО НОРТ.

Как стать бизнес тренером

Для того, чтобы получить такую работу, пришлось пройти дополнительное образование – курсы повышения квалификации. Слава богу, именно в февраляе 2013г в Ижевске был набор в НГОУ МВЕУ на курс “Теория и практика тренинговой деятельности”. Курс длился 10 месяцев и стоил 50 000р. Как я потом узнал, мне крепко повезло: есть три варианта курсов и этот был оптимальным.
Есть совсем короткие курсы бизнес тренеров – “тренинг для тренера”. Фигня. Длится три дня, ничего толком понять не успеваешь, отдаешь около 12000р. Корочки липовые, в том смысле, что не государственного образца. Вы себе такие и сами можете наклепать в любом фотошопе.
Второй вариант – двухнедельний курс, проводится в Москве. Все круто, глубоко, но адски дорого. По сути, тот же полтос+переезд+гостница+питание+индивидуалки.
Эффективно, тут ничего не попишешь. У меня товарищ-коллега проходил – остался под впечатлением. От курса, конечно же (а вы от чего подумали?)
Наконец, мой вариант – почти годовой курс в одном из классических ВУЗов. Что-то на стыке “Общей психологии” и “Педагогики”. Полезно, неспешно. Важна неспешность, т.к. многие вещи приходится догонять со временем, на практике.

Мне повезло, я был принят “под честное слово”: начальник отдела продаж разрешил мне работать бизнес-тренером и одновременно учиться (учеба 3 дня в месяц + домашние задания). Поэтому я мог за этот месяц применять знания на практике. Я вам скажу, на практике оно все по-другому и знания действительно надо применять: пробовать так, сяк, еще, туда-сюда – и потом находить правильный угол применения.

Объясню, в чем сложности вакансии бизнес-тренера:
1) Сложность административная. Я уже писал об этом: не дай вам бог быть подчиненным отделу персонала/кадровой службе/управлению HR. Чисто логически так и должно быть (это ошибка), потому что бизнес-тренер развивает человеческий ресрурс компании. Но по факту, вы будете оторваны от реальной жизни, будете “не в теме” того, что происходит в отделе продаж. И это будет усложнять вам работу. Так же ошибочным является трудоустройство в отдел продвижения или маркетинговую службу. Бизнес тренер должен работать в отделе продаж. Его задача – увеличивать продажи. Точка.
2) В чем же проблема, если вы работаете в отделе персонала. Поясню: ни один продажник не любит бизнес тренера. Из-за этого я даже боялся называть себя бизнес-тренером – я в 29 лет выгляжу на 20. Шкет такой, в галстуке. Но зарплата у меня как у продажника средней успешности – 30-37тыс/мес. Для провинциального полумиллионника это нормально и даже хорошо. При этом в поля ездить не надо, план делать не надо, в попу никто не имеет за невыполнение КПИ, планерок и дебиторки нет. Какие чувства вызывает бездельник в галстуке у трудяги-менеджера, который мотается по полям? Понятно, что негативные. И этот негатив усиливается тем, что “он меня еще будет УЧИТЬ работать, сцуко!”
И тут у бизнес-тренера два пути: либо реально найти что-то новое и неизведанное в работе продажников, чтобы реально приносить им пользу. Либо отсиживать часы до увольнения.

К слову, после моего ухода приняли нового тренера, устроили в отдел маркетинга…проку от него в итоге не было, парень вылетел через два месяца!

Если бизнес-тренер сидит в офисе с продажниками, слышит их разговоры, делает им для конкретных клиентов презентации, понимает текущие сложности – ему гораздо проще сориентироваться в том, какие именно коррекции надо выполнить, чтобы продажник лучше продавал.

Потому что если вы этого не слышите, а приходите к ним только на учебы, то что вы им будете рассказывать? 5 этапов продаж? 9 шагов торгового представителя? Это уже набило оскомину, общие знания никому не интересны! Все знают, что курить вредно – табачный бизнес до сих пор жив. Все знают, что надо быть вежливым и общительным – плохих менеджеров все равно больше, чем хороших. Поэтому ваши учебы по общим вопросам мало цепляют продавцов и не доставляют удовольствия вам. Найдите “фишки”, проштутдируйте конкурентов, попробуйте свой товар на вкус-цвет-запах – иногда отличия можно почувствовать только “на кончиках пальцев”. Вот за эту информацию продажники вам будут признательны!

3) Есть еще одна сложность, это уже специфическая проблема: в каждом классе есть отличники, середняки и двоечники-хулиганы. С отличниками все ясно – им только подкидывай в топку знаний дров, они благодарно слушают и внимают. Середнячки – их подтягивай, мотивируй, подпинывай. Вот двоечники – это сплошной саботаж. Молчаливый протест (иногда и не молчаливый), мощный негатив – “это не работает”, “учат те, кто не умеет продавать”, “а ты сам-то продавал когда-нибудь?”, “поехали со мной на переговоры”

Будьте готовы к тому, что сотрудники не будут шелковыми. Вас будут постоянно проверять на прочность и этот удар надо держать. Лучший способ держать удар – изучить товар/услугу/продукцию лучше самих продажников (часто их уровень знаний удивительно неглубок) и не бояться браться за сложные задания. Я, например, в первые два месяца уже поехал на сложное обучение клиента в Питер, а потом занимался и прозвоном клиентов, и трудными переговорами.

Те из вас, кто идет работать бизнес-тренером в поисках легкой, хорошо оплачиваемой и непыльной работы – для вас она такой не станет. Потому что задача любого тренера, в конечном итоге, это повышение продаж. Если же вы кроме “5 этапов продаж” и “9 шагов ЭТП” ничего не знаете, толку от вашего присутствия в фирме не будет. Не пополняйте ряды тренеров-неудачников. Их и так пруд пруди. Лучше вспомните, что там нужно для хороших продаж и попробуйте завтра продать тот товар, продажам которого сами обучаете. Успехов!

Задать вопрос/оставить заявку

Добавить комментарий

(не будет опубликован)