Коуч — зачем он нужен?

Много умных слов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, пришло к нам с Запада. Факс, интернет, SRU, вижуалы, юзабилити, консалтинг, коуч…И мы далеко не всегда можем разобраться, а что же эти слова означают?

Конкретно сегодня мы с вами обсудим значение слова «коуч» и то, в каких случаях этот самый коуч может быть полезен вам и вашей компании. Как всегда, хочется поблагодарить за помощь в подготовке материалов Институт Практической Психологии (МВЕУ, Ижевск).

Коуч — дословно «тренер». Это слово пришло из США, где во второй половине ХХ-го века бизнесмены обратили внимание на интересную особенность: многие методики, которые используются в тренерской работе при подготовке спортсменов, могут быть в той или иной мере применяться в бизнесе.

Например, целеполагание, проектная работа, коучинг…Коучинг — по сути, это тренировка для бизнесмена.

Какие задачи стоят перед предпринимателем или руководителем компании? Как правило, это вопросы распределения ресурсов, управления персоналом, постановки задач и эффективный контроль. Руководитель должен быть эффективным, тогда и показатели работы фирмы начнут уверенно тянуться вверх. А кто же будет следить за эффективностью? Именно для этого и нужен коуч.

Хочется внести ясность: коуч не должен быть професссионалом, специалистом. Это может быть совершенно далекий от данный сферы бизнеса человек. Его основная работа — помогать клиенту находить ответы на вопросы с помощью консультирования, постановки правильных вопросов, подытоживания и задавания уточняющих вопросов.

Ведь тренер так же не бегает и не прыгает вместе со спортсменом — он подсказывает, он ставит вопросы, он находится рядом.

Часто коучинг путают с консалтингом — между ними есть большая разница. Консультант — это специалист, который пришел давать ответы. Коуч — это НЕ специалист из данной области, он пришел чтобы задавать правильные вопросы и помогать навести порядок в голове клиента. Чувствуете разницу?

По сути, коуч исходит из того, что его клиент — не слабак и сам знает ответы на все вопросы. Все, что клиенту требуется — это правильные вопросы, это хороший «пинок», это правильные выводы и трезвый взгляд со стороны. В таком виде коуч именно похож на тренера — всю мысленную работу клиент выполняет сам, он тренирует свои аналитические способности и навыки принятия решения. И делает это под присмотром коуча, который всегда готов дать обратную связь. Но коуч не имеет права навязывать свою точку зрения, давать готовые ответы, предлагать свои варианты решения — это уже не коуч, это уже не самостоятельная работа руководительской головы.

Как же выглядит коучинг?

Клиент и коуч встречаются. Я уже говорил, что совсем не обязательно коучу быть из той же области, что и его клиент. Даже, скажем так, лучше будет, если они из разных областей — взгляд коуча не будет зашорен. Клиент ставит вопрос: «Мы должны развиваться дальше, но пока не ясно в каком именно направлении»

Коуч: То есть, тебя интересует куда двигаться дальше?

Клиент: Да

Коуч: Какие варианты ты рассматриваешь? (открытый вопрос)

Клиент: Запустить новое направление, оставить как есть, а может вообше сильно рискнуть и вообще начать новый бизнес параллельно с текущим.

Коуч: Итак, пока мы имеем три варианта. Ты ведь сам понимаешь сильные и слабые стороны каждого из них? Какие они? (открытый вариант, который заставляет клиента подробно рассказывать)

Клиент: Ну, ничего не делать — проще всего, это путь наименьшего сопротивения. То есть, я делаю все тоже самое, что и сейчас — и у меня все в порядке. Зарплата капает, напрягаться не надо, можно заниматься домом и семьей.

Коуч: Какие же минусы у этого варианта?

Клиент: Скучно…так и расслабиться можно.

Коуч: То есть, тебе больше по духу активная позиция. Можем сказать так: в данном случае кроме денег, мы будем учитывать твои личные предпочтения, так? (вывод и уточняющий вопрос — так ли я вас понял?)

Клиент: Да.

Коуч: Что же касается остальных вариантов?

Клиент: Мы можем взять на будущий год еще новое направление. Оно, в принципе, логически напрашивается…и мы скорее всего достигнем успехов. Я имею в виду, если не будет кризисов, потрясений, то есть сохранится такая же обстановка.

Коуч: Какие у этого вариант ест плюсы и минусы?

Клиент: Тоже скучно. То есть это все уже пройдено: каждый год прирост в плане стоит +22%. Мы сделаем это, скорее всего. Но хочется чего-то больше…

Коуч: То есть, ты хочешь играть по-крупному (вывод/уточнение)

Клиент: Пожалуй, да…

Коуч: Каковы риски?

Клиент перечисляет и начинает понимать, приемлем ли для него такой уровень риска…

 

Казалось бы, Коуч ничего не делает, только вопросы задает и слушает. Но на самом деле, именно коуч ведет беседу, задает ее направление. И именно от него зависит то, к чему они потом придут. Во время такой работы могут обсуждаться планы на год, цели нового бизнеса — что угодно. Главное, что качество принимаемых решений после коуч-сессий бывает намного выше, чем когда мы пытаемся все решить «самостоятельно и в одиночку». Коуч — это та самая вторая голова из поговорки «Одна голова хорошо, а две — лучше!»

Обычно, коуч-сессия содержит несколько бесед, которые продолжаются на протяжении нескольких месяцев. Эффективность коуч-сессии именно в том, чтобы у клиента был стимул не только проговаривать проблему и принимать решения…но и реализовывать их в жизнь. Тот факт, что коуч и клиент встречаются на протяжении нескольких месяцев (например, 2 раза в месяц), заставляет клиента быть дисциплинированным — выполнять данные обещания. В итоге, в целом вырастает эффективность работы клиента!

Именно в таком ключе коучинг и стоит рассматривать, как эффективный инструмент помощи бизнесу!

коуч: коуч, коучинг, коучинг в бизнесе, кто такой коуч, кто такой коучер

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: